В современном обществе многое изменилось, буквально встало «с ног на голову». То, что раньше считалось достойным возвеличивания, теперь воспринимается едва ли не как постыдное. А говорить о примерах обратных и не приходится.
Кто мог еще пару веков назад усомниться в благородстве такой профессии, как сиделка? Самоотверженность, смирение и великодушие женщин, посвятивших свою жизнь немощным и страждущим, вызывали у современников глубокое уважение — даже преклонение. Недаром сестры милосердия избрали своим символом красный крест — знак распятия, знак христианских ценностей, окрашенный в цвет жизни. Даже сам термин «сестра» говорит о необыкновенной близости, возникающей между спасительницей и благодарным спасаемым. Как молочные братья, навеки связанные общей матерью через ее молоко, сиделка и больной обретают некровное, но духовное родство — через страдания, боль и исцеление. Известно, что даже царские особы не гнушались исполнением обязанностей сиделки при раненых на фронтах Первой Мировой. Более того, они с охотой и радостью шли на подобную службу: добровольный уход за больными был своего рода долгом чести и символом человеколюбия.
Кто может сказать, когда исчез тот ореол романтики, который окружал профессию сиделки на протяжении многих веков? Наверное, это произошло не так давно, возможно, даже на памяти нашего поколения — когда такая лексическая единица, как «сестра милосердия» была постепенно вытеснена сухим, официальным, номенклатурным понятием «медицинская сестра». Можно сказать, что это не более чем игра слов. Однако вслед за простой подменой понятий ушел и главный элемент, образующий взаимоотношения между сиделкой и пациентом. Организованный уход за больными превратился в механическое выполнение предписанных штатным расписанием обязанностей, а лирика вроде благородства, отзывчивости и милосердия в нем вряд ли упоминалась. Сестра добросовестно следит за соблюдением лечебного графика, забирает обычно анализ мочи и даже может поправить подушку, но об истинной заботе, порождаемой не должностью, а долгом, и речи уже не идет. Только редкие, исключительные случаи настоящего служения могли разбавить эту печальную практику, но не искоренить ее.
Неудивительно, что общество немедленно отреагировало на эту перемену. Профессия санитарки или сиделки, выполняющей надлежащий уход за больными, перестала вызывать уважение и стала восприниматься как удел неудачниц. А круг обязанностей в сознании обывателя свелся к пренебрежительному «подумаешь, утку выносить!». Да, и невысокая, мягко говоря, оплата труда вела к такой интерпретации даже самих представительниц профессии, порождая в них неудовлетворенность и разочарование. Вот почему многие родственники, столкнувшиеся с тяжелой болезнью близкого человека, предпочитали отречься от собственной карьеры и личной жизни, лишь бы не доверять его чужим людям. Так появляются стереотипы.
Однако необходимость совершенно иного подхода, интуитивно, подсознательно ощущавшаяся в течение многих веков, наконец-то была признана научно. Ученые-медики спохватились и поняли, что простой, физиологический уход за больными не может гарантировать такую же эффективность от проводимого лечения, как аналогичный, но вбирающий и психологическую помощь. Не зря в народе всегда говорили, что любовь может творить чудеса! Только когда это было доказано статистически, «чудо любви» поставили на научные рельсы.
Сегодня квалифицированная сиделка должна обладать необходимыми знаниями психологических аспектов взаимоотношений с больными. Учитывается буквально все: степень тяжести заболевания, возраст, характер пациента — так обеспечивается действительно индивидуальный подход. Спектр подобных услуг необычайно широк: возможен уход за больными с вызовом врача или силами медсестры, сиделки, имеющих опыт работы с пациентами этого же профиля и т.д. Но важность психологического контакта между двумя сторонами лечебного процесса отрицать невозможно. Ведь здесь все связано: если больной апатичен или находится в депрессии, он менее активен, что, в свою очередь, может провоцировать пролежни, ухудшающие его общее состояние и прогноз основного заболевания.
Поэтому прямая обязанность сиделки, осуществляющей медицинский уход за больными — заинтересовать, расшевелить, понравиться, если угодно. При несомненно большем объеме профессиональных знаний и лучшей моральной готовности сиделок к возможным проблемам и капризам, стереотип о недопустимости «постороннего» ухода за близким человеком более теряет актуальность. В этом все чаще убеждаются клиенты специализированных сервисов.
Информация подготовлена при поддержке "Хабаровской патронажной службы" (4212) 20-26-29, 60-28-30
|