«Игрушки-монстры» и агрессия – есть ли связь? Печать

«Игрушки-монстры» и агрессия – есть ли связь?Как родителям реагировать на интерес ребёнка к игрушкам-монстрам? Это как раз тот случай, когда для достаточно обоснованного ответа необходимо проведение специальных исследований (или знание о результатах таких исследований).

Однако относительно и некоторых идей, изложенных здесь (прим. админ.: в статье о игрушках-монстрах), хочется привести свои соображения.

Если называть термином «игрушка-монстр» игрушки с отталкивающим внешним видом, нередко с атрибутами выраженной агрессии, то (чтобы мы воспринимали игрушку как монстра) ей достаточно иметь только отталкивающий внешний вид. Это очень субъективная характеристика. Отталкивающий для взрослого внешний вид может иметь и любимая ребёнком старая кукла с одним глазом, полуоторванной рукой, поцарапанным лицом и т. д. — однако ясно, что она не является монстром в том смысле, который подразумевается автором статьи.

Если «монстры» — это «игрушки, провоцирующие ребёнка на агрессивные действия, проявление жестокости по отношению к персонажам игры», то значит, речь идёт об игровых сюжетах. Но сюжет игры определяется всё же не игрушкой, а содержанием образа мира у ребёнка. Утверждение об игрушках, провоцирующих на агрессивные действия также представляется сомнительным, если рассматривать ребёнка как активного деятеля, чьё поведение определяется в большей степени «изнутри», чем «извне»; тогда его агрессивные действия – это прежде всего внешнее проявление кипящих внутри негативных чувств: гнева, отчаяния, страха. Если человек в гневе бросает об стену тарелку — можно ли сказать, что это тарелка его спровоцировала?

Если вдуматься, то под определение монстра попадает множество симпатичных и любимых детьми персонажей: Чебурашка, Карлсон, Пеппи, Буратино и т. д. Однако нередко в игрушках-монстрах акцентируется гипертрофированное уродство, предположительно вызывающее страх и агрессию. Такие игрушки действительно дают возможность ребёнку приобрести опыт восприятия необычного и его конструктивного усвоения, и не приносят вреда сами по себе — если не замещают полностью обычные объекты для игры.

А призыв к взрослым быть внимательным к детским играм целесообразен не только по отношению к игрушкам-монстрам: если взрослый хочет понять, почувствовать внутренний мир ребёнка, то именно его игра — лучший способ для этого.

————

Диана Гизатуллина

«Газета для родителей», статья «Всё яд и всё лекарство – зависит от ситуации», №10/76 октябрь 2011

Оцените, пожалуйста, статью:
«Игрушки-монстры» и агрессия – есть ли связь?
«Игрушки-монстры» и агрессия – есть ли связь?
«Игрушки-монстры» и агрессия – есть ли связь?
«Игрушки-монстры» и агрессия – есть ли связь?

Оценили: 0, рейтинг:

Источник: