Роль дыхания в речи |
Казалось бы, что особенного в дыхании? Процесс автоматический, на уровне инстинкта. Дышит ребенок – и слава Богу! Тем не менее, именно дыхание лежит в основе не только звучания речи, но и всех звуков, которые издает ребенок – смех, рыдания, стоны, крики, то есть, всех эмоциональных реакций человека, выражаемых шумами и звуками.
Дыхание (лат – respiratio) – периодические движения грудной клетки, изменяющие ее объем и вызывающие возвратно-поступательное движение воздуха в дыхательных путях. Цикл физиологического дыхания состоит из вдоха, выдоха и паузы. В состоянии покоя дыхание равномерное: длительность вдоха равна длительности выдоха. В движении или процессе говорения эта пропорция нарушается, пауза задержки дыхания уменьшается или исчезает полностью (речь, бег, пение и т.п.). Виды дыханияРазличают три основных типа дыхания: • Грудное дыхание («ключичное» или «верхнее»). При вдохе активно работает верхушка легких, поднимается и опускается ключица, при этом дыхание вялое. Наблюдается у детей плохо развитых физически, с ослабленным здоровьем, тугоухостью. Голос у ребят с таким типом дыхания слабый, прерывистый, с придыханием, в речи встречаются вялые непонятные звуки, а «Р», «Рь» произносят с трудом или не произносят вообще. • Реберное дыхание. При таком дыхании сокращаются межреберные мышцы. При этом диафрагма, главная дыхательная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости, малоподвижна. Выдох недостаточно энергичный. Это наиболее распространенный тип дыхания. Для обыденной разговорной речи его объема и энергии бывает достаточно. • Диафрагмальное или брюшное дыхание. Воздух находится в нижней части легких, хорошо видно как на вдохе надувается живот. Этот тип дыхания распространен в основном у мужчин и необходим людям профессий, где использование голоса очень важно – певцы, актеры, ораторы, дикторы, политики, педагоги и пр. В других случаях развивать такой вид дыхания не имеет смысла. Стоит отметить, что все нормально развивающиеся дети пользуются реберным дыханием вплоть до переходного возраста. В момент полового созревания девочки переходят на грудной тип дыхания, что связано с будущей беременностью и материнством. Развитие дыханияРазвить дыхание одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что сейчас существует множество различных игрушек и игр, способствующих развитию. Наверняка в детстве вы надували мыльные пузыри или пускали в тазике парусник из щепки. Различные вертушки (ветряки), свистульки, дудки, задувание ватных шариков в «ворота» – все эти интересные и элементарные игры являются отличными упражнениями на развитие дыхания. А трудно потому, что эти упражнения надо делать постоянно, ежедневно, хотя бы по чуть-чуть, уделяя буквально 5-10 минут времени, что требует некоторого терпения.
« В процессе игр и упражнений важно, чтобы дети не захватывали воздух ртом, не захлебывались. Делали спокойный вдох носом и такой же спокойный выдох ртом. » Полезные игры для малышей«Надуваем пузыри» Цель: развитие правильного речевого дыхания – прерывистое произнесение согласного «Ф» и длительное произнесение на одном выдохе звука «С». Ход игры: предложить малышам надувать разноцветные шары. Взяться за руки, встать близко-близко друг к другу. Затем коротко, прерывисто произнося звук «Ф», расходиться в стороны, пока руки не натянутся до предела. После этого шарик «лопается» с длительным звуком «С». Дети приседают на пол. «Листопад» Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе звука «Ш», «С», «Ф». Закрепление основных цветов. Ход игры: предложить представить детям, что мы все деревья. Подул ветер. Деревья закачались на ветру и засвистели. Ребята покачиваются в разные стороны со звуком «С». После этого ветер срывает листья, и они кружатся на ветру (малыши кружатся) со звуком «Ф». Листики упали на землю и весело шуршат под ногами «Ш-Ш-Ш». «Успокой Лялю» Цель: развитие правильного речевого дыхания, длительное произнесение на одном выдохе гласного А. Ход игры: кукла Ляля сильно плачет, надо ее успокоить. Малыш берет на руки куклу и нараспев баюкает: «А-А-А! А-А-А!» В процессе игр и упражнений важно, чтобы дети не захватывали воздух ртом, не захлебывались. Делали спокойный вдох носом и такой же спокойный выдох ртом. С малолетства, приучая ребенка к активному образу жизни, можно избежать трудностей с дыханием. Для этого надо немного: соблюдать режим дня, следить за здоровьем и питанием, гигиеной носоглотки, быть в хорошем настроении и больше разговаривать с ребенком. Копируя речь родителей, малыш будет неосознанно перенимать и правильное дыхание, что, в конечном итоге, поможет ему стать успешным в жизни. Источник: http://domashniy.ru/article/materinstvo-i-deti/zdorovie-i-pitanie-detey/rol_dyhaniya_v_rechi.html |