Благотворительный портал
Хабаровского края

Тот, кто желает помочь, здесь легко найдет
тех, кто в этом нуждается.
Промахи в воспитании… Печать E-mail

…и подходы к их исправлению.

Как об этом рассуждал журнал «Детский сад» в 1866 году

Промахи в воспитании… Мне приходилось воспитывать одного мальчика, которого дома очень баловали, оставляли без надзора и не приучали слушаться. Последнее обстоятельство очень затрудняло дело воспитания; я не наказываю строго подобных учеников, потому что не вижу в этом никакой пользы, между тем слова мои не имели на него никакого действия. Замечания мои на счёт его дурного поведения вызывали с его стороны ряд возражений, несправедливость которых я старался доказывать, завязывались длинные прения, а он всё делал своё; я увещевал, сердился, а он всё-таки не слушался. Наконец я убедился, что таким образом мальчик не исправится, что его забавляют длинные разговоры со мною, из которых он выносит убеждение, что он прав; я видел, что его забавляет моя горячность, что он не боится моего гнева и остаётся при своём, и что он чувствует моё бессилие над ним и свою власть надо мною. Я начал употреблять совершенно противоположные приёмы, имевшие, к моему величайшему удовольствию, прекрасный результат.

Не считаю лишним сообщить их воспитателям, потому что думаю, что многие из них находятся в подобном моему положению относительно своих воспитанников.

Промахи в воспитании…Три года – между 1866 и 1869 годами – под редакцией супругов Аделаиды и Якова Симоновичей издавался в Петербурге удивительный журнал «Детский сад».

Удивителен он был уже тем, что в момент его создания детских садов в России было всего четыре! Причём один из них создали сами редакторы.

Во вступительной статье они писали: «Цель журнала – способствовать улучшению семейного и общественного воспитания в настоящее время. Вследствие этого журнал указывает на вредные стороны обыкновенного рутинного воспитания и предлагает меры к их устранению».

Публикуемая статья – одна из тех, в которых особенно характерно воплощалась программа журнала.

Хотя мой воспитанник не имел важных недостатков, но, бывши лишён даже надлежащего надзора, он приобрёл разные дурные привычки, которые нельзя было оставить в нём, потому что они были следствием ненормального развития и дурного воспитании. Так, например, он немилосердно гримасничал, кривлялся и кричал до такой степени, что слушающие не без основания опасались за участь их барабанной перепонки. Представляю несколько образчиков его и моего поведения для того, чтобы читатель убедился, до какой степени непроизводительно в воспитании рутинное обращение с детьми вообще и в особенности рутинное многословие воспитателей, к сожалению, так присущее им.

Сидим мы за обедом. Он есть суп. Вдруг он отодвигает свой стул на целый аршин от стола и с различными ужимками черпает суп из тарелки ложкой, препровождая её одной рукою в рот, и подставляя другою большой кусок хлеба.

— Что это ты делаешь? — спрашиваю я.

— Ем! — отвечает он лаконически.

— Разве так едят?

— Едят! Мужики в деревне так едят, я видел!

— Ты запачкаешь своё платье.

— Нет, у меня салфетка лежит на коленях.

— Перестань шалить, садись как следует.

— Да мне так ловко.

И он не переменяет своего положения. Я оставляю его в покое, потому что не хочу заводить серьёзной истории из-за пустяков. Между тем он очень доволен, что имел последнее слово, заставил меня замолчать и что я не могу заставить его слушаться. В другой раз он начинает кричать по-петушиному, собачьему, кошачьему. Прислуга хохочет.

— Перестань кричать, — говорю я.

— Видь мы теперь не учимся, — отвечает он.

— Да неприятно слушать.

— Что ж такое, что не приятно.

Крик и писк продолжается.

— Если не перестанешь шалить, я тебя посажу обедать в другую комнату.

— Мне там ещё веселее будет, — возражает он.

Я действительно сознаю, что ему весело будет видеть, как будут накрывать для него особенный стол, как ему будут подавать кушанья, вообще ему приятно будет видеть, какие хлопоты он доставляет взрослым. Я опять оставляю его в покое и этим компрометирую только себя.

Или он начинает есть с отвратительнейшими гримасами, возбуждающими общий хохот.

— Перестань гримасничать, — говорю я.

— Отчего же мне так не делать, если обезьяны делают.

— За то ты человек, а не обезьяна. Ты так привыкнешь гримасничать, что после не захочешь совсем, а станешь гримасничать.

— Не бойтесь, не привыкну. Ведь в театре я никогда не гримасничаю, потому что не хочу.

Или он раскладывает свои игрушки. Моя маленькая дочь подойдёт и начнёт их трогать. Он её отгоняет и дразнит. Я объясняю, что так поступать нехорошо, и что, если он не будет ей давать игрушки, она также не станет ему давать своих. «Да я и не нуждаюсь в них!» — отвечает гордо, между тем как сам очень их любит и убеждён, что мне невозможно уследить так за ним, чтоб он никогда их не брал.

Подобные поучительные беседы, в которых последнее слово оставалось за ним, повторялись очень часто. Но когда я убедился в их бесплодности, я попробовал совсем не обращать внимания на его проделки, имеющие значение для него потому только, что сердили меня и смешили других. Я уговорил прислугу не смеяться над его затеями, а сам оставался совершенно равнодушным.

Первая проба была следующая: за обедом, во время которого мой воспитанник любил больше всего делать свои представления, он, как обыкновенно, начинает вертеться на стуле, кривляться, гримасничать. К величайшему его удивлению, никто ему не делает ни одного замечания и никто не смеётся. Представление не удалось и актёр с некоторым стыдом прекращает его. После мимического представления следует горловое упражнение. Та же неудача. Шалуну не хочется напрягать свою гортань для собственного удовольствия и он утихает скоро. Но ему ужасно хочется посердить меня. После обеда он играет с игрушкою моей дочери и вдруг объявляет: «Я сломал игрушку!» Я догадался, в чём дело и молчу. Он повторяет: «Голову сломал!» «Ну что ж такое», — отвечаю я спокойно. «Как что ж такое. Ведь я должен заплатить?» — говорит он торжественным голосом и глазёнки его блестят от радости, что вот-вот я заведу обычную речь о том, что чужую вещь не следует портить и что он должен заплатить за неё; он скажет, что у него денег нет, я скажу, что заплатит тогда, когда у него будут: он скажет, что тогда он забудет, я скажу, что напомню и так далее.

Словом, он ожидал нравоучительную беседу и великолепный эффект, который произведут его слова: «Я вовсе не сломал, я вас надул». Но он ошибся. «Я не требую, чтоб ты заплатил», — сказал я ему. Тут уже он не знал, в свою очередь, что сказать и объявил уже совсем без эффекта, что он не сломал игрушки, а так пошутил. И тут вместо нравоучения я молчал, а он недоумевал.

Но всё-таки ему сильно хотелось рассердить меня. Он начал раскладывать свои игрушки с целью, чтоб завлечь ими мою дочь, отогнать её, довести до слёз и услышать бесплодные увещевания. Но я тотчас же отвлёк внимание девочки другими предметами, она не просила его игрушек и через несколько минут он их убрал.

Этим не кончилось. Я направился к двери, он загораживает мне дорогу и ожидает, что я скажу повелительным голосом: «Пусти!» Он не пустит, пока я его не оттолкну, причём ему удастся меня потолкать. Но я объясняю, что я вовсе не хочу идти в дверь и остаюсь в комнате. Он тотчас отходит от дверей. Далее я хожу по комнате, он старается задеть меня, я как будто не замечаю. Он перестаёт.

Я также уговорил всех домашних обращаться с ним тем же образом в моём отсутствии. По возвращении моём домой он мне объявляет, что он без меня очень кричал и шалил. Вместо того, что прежде я бы ему сказал: «А разве это хорошо», я сказал ему: «Что же, разве тебе запретили?» «Нет!» «Если угодно, можешь и теперь кричать». Но он счёл нужным не воспользоваться этим позволением. От домашних я узнал, что он действительно принялся неистово шуметь, но видя, что это никого не беспокоит, скоро перестал.

Таким образом я надеюсь совершенно поправить моего воспитанника. Разумеется, воспитатель должен знать, при каких детях и в каких случаях подобные меры могут быть употреблены, я говорю только, что при моём воспитаннике, мальчике не злом, но крайне избалованном и своевольном, они вполне достигли своей цели. Во всяком случае, какие бы меры воспитатель не употреблял для исправления своего воспитанника, он должен избегать многословия.

Промахи в воспитании… Я заметил, что самые красноречивые и трогательные тирады не трогают детей, а раздражительность и сердитость воспитателя (если дети не боятся его, то есть ненавидят) очень забавляет их.

В школах и в семействах, сколько мне известно, также прибегают к нравственным проповедям, укорам, увещаниям. Они оказываются очень редко действительными.

Иногда дитя слушает поток слов, совершенно не принимая последних к сведению, а иногда оно просто радо, что взрослый ничего не может ему сделать. Это месть с его стороны за все те неприятности, которые он должен переносить безропотно от взрослых.

Эта страсть детей злить взрослых замечается в них уже рано и мне кажется, что лучшим средством уничтожать её – не сердиться на шалости ребёнка тогда, когда последний хочет именно добиться ими гнева взрослого.

————

Яков Симонович

«Газета для родителей», №08/74 август 2011

Оцените, пожалуйста, статью:

Промахи в воспитании…
Промахи в воспитании…
Промахи в воспитании…
Промахи в воспитании…

Оценили: 0, рейтинг:

Источник:

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Популярная Информация

Лента Новостей

Опубликовано 01 Июня 2017
благотворительная-ярмарка-из-рук-в-руки-пройдет-в-хабаровске-в-день-святой-троицыГорожане могут принести хорошие вещи, которые уже стали не нужными, но могут пригодиться кому-то еще В день Святой Троицы 4 июня 2017 года в...
Опубликовано 22 Апреля 2016
дети-сироты-с-гидроцефалией-ждут-нашей-с-вами-помощиУважаемый благотворительный фонд!   Я пишу вам от имени сообщества «Ты ему нужен» : https://vk.com/club115436493. Это сообщество волонтеров по...
Опубликовано 05 Апреля 2016
помогите-матери-одиночкеЗдравствуйте! Нуждаюсь в помощи. Я мать-одиночка, у меня 2-х летний сын и сейчас я беременна. Муж бросил, когда узнал о 2-й беременности. Мы...
Опубликовано 01 Декабря 2015
хабаровский-центр-помощи-бездомным-расширил-свою-жилплощадь Центр социальной адаптации бездомных «Надежда» при  хабаровском Свято-Иннокентьевском храме теперь может помочь большему количеству людей,...
Опубликовано 30 Июля 2015
я-маму-жду-–-социальный-телепроект-для-тех-кто-задумался-об-усыновлении-ребенка«Я маму жду» – социальный телепроект для тех, кто задумался об усыновлении ребенка. Мы познакомим вас с детьми, которым нужна семья. Это ребята...

Ваше Мнение

Какой % от дохода по Вашему мнению нужно жертвовать на благотворительность?
 

Публикации

Поиск По Порталу




Контакты »»»

680000, Россия,
Хабаровский край, г. Хабаровск
E-mail: blago_dv@mail.ru
(4212) 31-86-90

Комментарии посетителей



Авторизация

LOGENTER


благотворительность волонтерство хабаровский край регистрация и(или) авторизация благотворительность волонтерство хабаровский край добавить просьбу о помощи благотворительность волонтерство хабаровский край предложить помощь благотворительность волонтерство хабаровский край Разместить информацию об акции благотворительность волонтерство хабаровский край Правила пользования
благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край