Благотворительный портал
Хабаровского края

Тот, кто желает помочь, здесь легко найдет
тех, кто в этом нуждается.
Обсудим примадонну… Печать E-mail
Чтобы удачно сымитировать глубокое знание оперы и тонкое понимание вокального искусства, необходимо еще и умение обсудить с собеседником примадонну (нет, не Аллу Борисовну, хотя ее положение никто не собирается ставить под сомнение – просто она не из нашей оперы). Нет, примадонна, primadonna, − это изначально первая на афише, премьерша, ведущая певица-солистка и, за редким исключением, СОПРАНО. Она исполнительница заглавной женской роли в музыкальном спектакле, от оперы через оперетту вплоть до мюзикла. Но это знают почти все…   

Нигде так ярко, как в опере, не проявляется слияние/противопоставление женского и мужского начала. В опере вообще все ярче, чем где бы то ни было на театре… Любое слово, идущее за определением «оперный…ая…ое», становится  ядренее и смачнее. С понятием «солист-тенор» мы более или менее разобрались, но ведь есть и другое – «оперная дива».

Ах, это нечто!

Властительница сердец, чаровница, модница, обвешанная мехами и драгоценностями… Не всегда, правда, особенная юница-красавица, но это не так важно… Красота – понятие относительное, молодость быстротечна, но обаяние голоса и артистизма непреходящи. И, как заведено, примадонна − избалованная успехом особа, одним мановением руки отправляющая фанатов освистать свою соперницу. Так повелось, это данность. Почему?

Соперница-любовница оперного тенора, сопрано, соответствующая «молодой героине» в драматическом театре. Для сопрано написаны самые эмоционально емкие женские партии, самые красивые арии, причем во времена становления классической оперы дивы-примадонны активно влияли на общий творческий процесс и качество музыки, заставляя композиторов переделывать и переписывать свои сольные номера. Самая, пожалуй, знаменитая, сложная своей кантиленой и внутренним драматизмом сопрановая ария  «Каста Дива» из оперы «Норма» Винченцо Беллини – это третий или четвертый вариант.

Вот тут-то встает во всей своей неотвратимостью вопрос о традиционной стервозности, склочности и жадности оперных премьерш. Что это − психологически сцепленная с талантом эмоциональная неустойчивость? Да, отчасти. С холодным носом, одной вокальной техникой зрителя не взволнуешь… Но дело тут не в этом. Просто большинство из оперных «звезд» обоего пола прошлых времен – как правило, выходцы из малообеспеченных слоев общества, попросту, плебеи, не получившие хорошего образования и воспитания, пробившиеся наверх благодаря звонкому голоску… Добрались до космических гонораров и умопомрачительных нарядов – волю почуяли, а?… Вот и закатывали они громкие истерики в директорских кабинетах, требуя гонорара да хоть на полсантима больше, чем у этой безголосой выскочки Н., и букет свежих белых роз в гримерку… И это в январском Петербурге 1821 года ?! Помилуйте!

Хотя… Может, стоило напоминать аристократам в ложах, кто ради кого сюда пришел?

История сохранила множество имен оперных див – такое  впечатление произвели они на современников. Без пиара, проплаты роликов, без промоуторов своих альбомов. И за титулованных аристократов замуж они выходили, уже став богатыми и знаменитыми, а никак не наоборот… До эры звукозаписи были еще годы и годы, но слава бежала впереди карет таких примадонн, как итальянка Джудита Паста, испанки, родные сестры Гарсия − Полина Виардо и Мария Малибран, немка Генриетта Зонтаг, англичанка Жени Линд…  А иной раз поклонники отвинчивали с их карет колеса и несли экипаж на руках до особняка любимицы…

Вот куда до изобретения футбола сбрасывалась лишняя энергия населения! И это было хорошо. …А вы записывайте, записывайте – будете небрежно вставлять эти фантастические имена в разговор.

image01.jpg

Однако, первой настоящей оперной примадонной, слава о которой докатилась до наших дней практически в полном объеме, была итальянка Аделина Патти (1843-1919), обладательница легкого колоратурного сопрано, которым она виртуозно владела, любимица Джузеппе Верди. Ее выступления в спектаклях сносили театры, и П.И.Чайковский, неоднократно слышавший Патти в Петербурге, отнес ее «к ряду первоклассных из первоклассных артистических личностей». 

Став первой оперной дивой, записавшейся на пластинки, она долго держала первенство в их количестве, разошедшемуся по всему миру. Живьем Патти пела уже в концертах до 62 лет, пользуясь успехом не только как певица, но и как женщина. Достойной замены Аделине Патти не нашлось, и после нее граммофонный трон занял тенор Энрико Карузо.

02.jpg

…Но в один прекрасный день, 2 августа 1947 года, послевоенную оперную сцену (точнее – Арену ди Верона, древнеримский цирк, превращенный в театр на открытом воздухе) взорвало появление самого знаменитого драматическогосопрано планеты − Марии Каллас. Впоследствии, выдающийся певец-тенор, педагог и теоретик Джакомо ди Лаури-Вольпи (тоже запомните!) назовет ее голос «лирическим, драматическим и колоратурным», а сама она определяла его как «драматическую колоратуру», хотя официально такого типа голоса не существует.   

Голос Марии Калласс был слеплен из сплошных недостатков – зловеще урчащие низы, заметно сдавленный центр и неустойчивые, какие-то голые верхние ноты, неровный, гуляющий туда-сюда тембр… Но именно из этого материала она сделала то, чем отличалась от всех других примадонн – голос мятущейся и страдающей человеческой души, умоляющий о любви и покое, голос, проникавший в самое сердце слушателя.

03.jpg04.jpg

Среди коллег-современниц Каллас  были прекрасные певицы – ее почти официальная соперница итальянка Рената Тебальди, положение которой сильно пошатнуло появление Марии; непоколебимая шведская вокальная скала Биргит Нильсен, бесконфликтная душечка-испанка Виктория де лос Анхелес… Тоже запомните – не знать такие имена просто неинтеллигентно. Все эти потрясающие женщины и артистки прожили длинные жизни – и на сцене пребывали также долго. Марии Каллас век был отмерян небольшой, как человеческий, так и сценический. Но именно она стала мерилом достоинств того или иного сопрано. С ней сравнивают каждую более или менее заметную певицу. Хотя… Зачем сравнивать? Просто слушайте записи, которых, к счастью, после Каллас осталось много. А говорить о Каллас …ну… да, можно…Бесконечно.

И все что вы о ней скажете будет одновременно и верно, и неверно.     

05.jpg        
В текущем столетии чаще других с Марией сравнивали румынку Анжелу Георгиу, которая действительно в своей начале карьеры удачно подражала тембру великой Каллас. Теперь, когда она утвердилась в своем международном статусе, это не так заметно, что весьма положительно отразилось на ее творчестве. Редкой и очень сценически выигрышной красоты черноглазая брюнетка, вздорная, как и положено оперной «звезде», требующая высококлассного визажиста даже на радио-интервью… да, это явление.

Анжела щедро делится красотой, непредсказуемостью и неоднозначностью со своими героинями, выглядящими очень естественно в экзальтированных оперных страстях. Но! Вот что важно для всех – «звезд» и не звезд, певиц и секретарш… Не надо браться не за свое дело, девушки, не надо! Ничего хорошего из этого, как правило, не выходит…

Да, Георгиу блистательно поет итальянский репертуар. Возможно, даже потому, что она (как и божественная Мария) не итальянка и неосознанно делает давно знакомые образы неуловимо другими… Но русский репертуар – это совсем иная музыкальная структура. Думать, что ты, будучи признанной дивой, справишься с техническими трудностями, и этого будет достаточно… нет не стоило.

12.jpg07.jpg

…Анжелу Георгиу привезли на открытие свежеокрашенного Большого театра – так сказать, в качестве праздничного торта.  По условиям гала-концерта исполнялся только русский репертуар, и гостья выбрала полную драматизма арию из «Пиковой дамы» Чайковского.  

Не надо рьяно убеждать собеседника, что вы были на этом суперстатусном событии – обойдите этот вопрос таинственным молчанием. Но то, как рухнула на собственную руку Галина Павловна Вишневская, наша отечественная сопрано-гуру, послушав гостью – это все-таки надо было видеть! Дело даже не в том, что приезжая «звезда» пела по-русски, нервно заглядывая в шпаргалку – это бывает. Но зачем-то превратить юную, растерянную девушку Лизу в бурлящую инфернальными страстями Медею – вот это никому не прощается… Зал вежливо похлопал явно обескураженной собственным выступлением диве, она вышла на поклон только пару раз (!) и удалилась.

Но не эта единичная, надеемся, неудача отодвинула Анжелу Георгиу на второе место в неофициальном (официального-то нет!) списке 20 всемирно любимых оперных чаровниц. Нет!

Это была кубанская девчонка Анна Нетребко

08.jpg

Сейчас она, правда, уже не девчонка, а роскошно цветущая молодая дама, певица, прочно занимающая вершину оперного Олимпа. Это замечательно хотя бы потому, что уже впредь российских певцов и певиц не будут обделять вниманием и гонорарами только оттого, что они − российские.

Мнения об Анне неоднозначны – не такая уж красавица, просто певица замечательная… Нет, певица средних данных, но отменно хороша – вот и котируется. Не станем повторять этих измышлений, это пошло и попахивает завистью. Не будем обсуждать ее вес – лучше на себя глянем. Не станем вспоминать, как обругали бедную Анну за то, что она надела бриллиантовое колье с леггинсами. Главное, что на эти лег… бриллианты она зарабатывает добросовестным вокальным трудом. Да, возможно, в солидном оперном театре несложно отыскать сопрано не хуже чем, у Анны Нетребко. Но на профессиональный топ она взошла с этими данными, найдя, наконец, педагога, который по-настоящему развернул ее диапазон, и теперь ее высокие ноты просто безупречны. И на вопрос – высокое до или низкое ля, она отвечает: «Высокое до».

И это ответ настоящей ПримаДОнны!

09.jpg

У нее, правда, есть одна невзятая высота – она еще не пела в миланской Ла Скала. Перемахнув через таковую, она сразу оказалась на другой вершине, скорее, коммерческой, нежели профессиональной – в «театре миллиардеров», нью-йоркской Метрополитен… Что ж, значит у Анны Нетребко есть над чем работать. Она это умеет.  

А мы будем следить за ее карьерой и говорить ей умные комплименты.

Словарик по теме  
Еще несколько слов для вставки
в интеллигентные разговоры об опере

СОПРА́НО (от итальянское sopra — наверху, выше) самый высокий из женских певческих голосов. Рабочий диапазон сопрано − от до первой октавы до фа-ля третьей. Различаются 3 основных типа сопрано.

Для драматического сопрано характерны плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне; для такого голоса написаны партии драматических героинь, вроде Лизы в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» или Аиды в одноименной опере Дж. Верди.

Лирическому сопрано свойственен мягкий тембр, подвижность. Это например,  Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин».

Колоратурное сопрано отличается легкостью и  свободным звучанием высокого регистра (вплоть до фа и соль 3-й октавы). Для этого голоса написаны такие виртуозные партии, как Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, Людмила в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки. 

Встречаются также смешанные разновидности сопрано — лирико-драматическое и лирико-колоратурное. В целом же сопрано настолько многоплановый голос, что профессиональных певиц определяют  по исполняемому ими репертуару, а не по высоте или даже тембру. Певица сама выбирает подходящие ее желаниям, вкусам и физическим возможностям партии, а в ту или иную категорию ее зачисляют критики.

Источник: http://domashniy.ru/article/obraz-zhizni-zhenshiny/razvlecheniya/obsudim_primadonnu_.html

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Популярная Информация

Лента Новостей

Опубликовано 01 Июня 2017
благотворительная-ярмарка-из-рук-в-руки-пройдет-в-хабаровске-в-день-святой-троицыГорожане могут принести хорошие вещи, которые уже стали не нужными, но могут пригодиться кому-то еще В день Святой Троицы 4 июня 2017 года в...
Опубликовано 22 Апреля 2016
дети-сироты-с-гидроцефалией-ждут-нашей-с-вами-помощиУважаемый благотворительный фонд!   Я пишу вам от имени сообщества «Ты ему нужен» : https://vk.com/club115436493. Это сообщество волонтеров по...
Опубликовано 05 Апреля 2016
помогите-матери-одиночкеЗдравствуйте! Нуждаюсь в помощи. Я мать-одиночка, у меня 2-х летний сын и сейчас я беременна. Муж бросил, когда узнал о 2-й беременности. Мы...
Опубликовано 01 Декабря 2015
хабаровский-центр-помощи-бездомным-расширил-свою-жилплощадь Центр социальной адаптации бездомных «Надежда» при  хабаровском Свято-Иннокентьевском храме теперь может помочь большему количеству людей,...
Опубликовано 30 Июля 2015
я-маму-жду-–-социальный-телепроект-для-тех-кто-задумался-об-усыновлении-ребенка«Я маму жду» – социальный телепроект для тех, кто задумался об усыновлении ребенка. Мы познакомим вас с детьми, которым нужна семья. Это ребята...

Ваше Мнение

Какой % от дохода по Вашему мнению нужно жертвовать на благотворительность?
 

Публикации

Поиск По Порталу




Контакты »»»

680000, Россия,
Хабаровский край, г. Хабаровск
E-mail: blago_dv@mail.ru
(4212) 31-86-90

Комментарии посетителей



Авторизация

LOGENTER


благотворительность волонтерство хабаровский край регистрация и(или) авторизация благотворительность волонтерство хабаровский край добавить просьбу о помощи благотворительность волонтерство хабаровский край предложить помощь благотворительность волонтерство хабаровский край Разместить информацию об акции благотворительность волонтерство хабаровский край Правила пользования
благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край благотворительность волонтерство хабаровский край